Ballet Project - Великие люди
Главная
Медиагалерея
Статьи
Великие люди
Авторы
Форум


Агриппина Ваганова

Агриппина Яковлевна Ваганова (1879—1951) — русская балерина, выдающийся педагог, балетмейстер,благодаря которой вековые традиции императорского русского балета были сохранены и систематизированы в советский период.
Агриппина Ваганова родилась 14 (26) июня 1879 года в Санкт-Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра, отставного унтер-офицера Якова Тимофеевича Ваганова.
С 1888 года училась в Императорской танцевальной школе у Е. П. Соколовой, А. А. Облакова, Л. И. Иванова, Е. О. Вазем, А. Х. Иогансон, П. А. Гердта. По её окончании в 1897 была принята в кордебалет Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки.
Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций». В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства. В его дневниках можно встретить такие записи: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…».
Она вносила некоторые изменения в хореографические приемы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.
Покинув сцену в 1916 году, занялась преподаванием, после революции — в Петроградском хореографическом училище.
Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. Среди её учеников — Марина Семёнова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Алла Осипенко, Татьяна Шмырова и многие другие выдающиеся балерины XX века.
Книга Вагановой «Основы классического танца», в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934, выдержала несколько переизданий и переведена на многие языки мира. До самой смерти Ваганова также была хореографом в Кировском (Мариинском) театре. Умерла Агриппина Яковлевна 5 ноября 1951 года в Ленинграде . Похоронена на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.
Ваганова — Народная артистка РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии за 1946 год. В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу было присвоено её имя (ныне Академия Русского Балета имени А.Я. Вагановой).

Методика Вагановой.

В протяжении XVIII-XIX веков значительное число выдающихся представителей европейского балета работало на русской сцене. Их школа творчески усваивалась отечественными исполнителями и применялась в сценической практике. Многие поколения русских хореографов, педагогов, танцовщиков совершенствовали технику и выразительность классического танца. Огромный опыт русского балетного театра, лучших образцов зарубежных мастеров был критически осмыслен и систематизирован в ХХ веке. Эта грандиозная работа была проделана А.Я. Вагановой, первым профессором хореографии, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, носящего сейчас ее имя (ныне Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой). Система Вагановой – закономерное продолжение и развитие традиций французской, итальянской и русской школ балета.
В конце XIX и начале XX веков в императорской балетной школе сосуществовали две системы преподавания: французская и итальянская. Представителем французской был Х. П. Иогансон, ученик А. Бурнонвиля, который, в свою очередь, учился у выдающегося педагога О. Вестриса. Урок французской школы вырабатывал излишне вычурную, декоративную манеру танца. От этой манеры резко отличалась итальянская школа, получившая расцвет в последней четверти XIX века. Она была представлена в педагогике Энрико Чеккетти, а на сцене Мариинского театра гастролершами П. Леньяни, К. Брианца и другими.
Мастера русского балета, начиная с первых шагов освоения «иноземной поступи», всегда творчески осмысливали стили иностранных школ и претворяли их в свой национальный стиль. Так и итальянская школа в России существенно преобразилась. Русские ученицы маэстро Чеккетти сглаживали резкость его манеры и итальянский рисунок движений (например, подгибание ног в прыжках). Русской школы в прямом понимании этого значения еще не существовало, несмотря на значительные успехи некоторых отечественных педагогов. Создание этой школы стало уделом жизни А. Я. Вагановой. Л. Д. Блок писала: «По окончании артистической карьеры она взялась за преподавание и оказалась одаренной исключительными педагогическими способностями».
Ваганова помнила уроки Е.О. Вазем, умевшей вырабатывать у подопечных мягкость и силу plié, прислушивалась к советам и комментариям О.И. Преображенской по поводу итальянского экзерсиса. Пристально наблюдала за творчеством молодого хореографа М.М. Фокина, который добивался в своих спектаклях одухотворенности танца, непринужденной и поэтичной пластики рук, Это позволило Вагановой шаг за шагом отобрать наиболее характерные особенности русской танцевальной манеры. Доведя до совершенства свои природные способности, она стала сильной технически танцовщицей труппы. «Это приобретает еще большую ценность благодаря тому, что Ваганова сумела понять самую сущность форм классического танца» – писала Л. Д. Блок.
Достижением системы Вагановой, обеспечивающей ей жизненность и непрерывное развитие является научно обоснованная последовательность всего учебного процесса. Строгое соблюдение индуктивного метода переходов от простого к сложному, от частного к обобщенному – таков принцип поступательного развития художественного сознания и танцевальной техники учащегося. Свой педагогический опыт Ваганова систематизировала в теоретической работе «Основы классического танца», выпущенной в свет в 1934 году. Книга, настольное пособие многих поколений педагогов, выдержала восемь изданий на русском языке, а также переведена на многие иностранные языки. В трех первых изданиях книги французские термины были приведены в русской транскрипции, в четвертом – все термины даны в латинице. Выход первого издания книги сделал систему Вагановой достоянием балетного театра.
Структура книги представляет собой описание движений по видовым понятиям: например, батманы, прыжки, туры и т. д., что не соответствует порядку обучения, но систематизирует материал. Одновременно в пределах каждой главы движения рассматриваются по нарастанию – от простого до наиболее сложных, т. е. выстроена система.
А. Я. Ваганова установила порядок движений на уроке, что значительно отличался от порядка других школ; выработала положение рук, их координацию в движениях, что придает гармоничность танцу. Plié – с него, по Вагановой, следует начинать экзерсис. Здесь автор сделала отступление, объясняя почему сначала нужно его исполнять по 1-ой позиции. Отметим, что в классах Э. Чеккетти, Н. Легата это движение начиналось со 2-ой позиции. По мнению автора книги, исполнение plié по второй позиции не дает необходимого эффекта удержания вертикальной оси, вокруг которой строится все равновесие танцующего, а так же легко приучает к распущенности мускулатуры. После plié было названо движение battement tendu. Для нас это является само собой разумеющимся порядком. Необходимо помнить, в старой французской школе, методе Чеккетти следом за plié шел grand battement jeté. Далее Ваганова перечислила порядок движений, который известен сейчас всем: rond de jamb par terre, battement fondu, battement frappé, rond de jamb en l`air, petit battement, developpé, grand battement jeté. Тем не менее, она писала «Никаких твердых схем и твердых норм для построения уроков я давать не буду. Это – область, в которой решающую роль играют опыт и чуткость преподавателя». Особой заслугой Вагановой следует считать разработанные ею методические правила о роли и значении в танце движений рук, корпуса и головы. Рабочая – вспомогательная роль рук, это технологическое открытие Вагановой, очень облегчающее освоение техники классического танца и ничуть не обедняющее ни пластику, ни выразительность движений рук.

Copyright © 2011 BalletProject. Все права защищены.
При использовании материалов в интернете гиперссылка на www.balletpro.narod.ru обязательна.

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru Rambler's Top100


Hosted by uCoz